новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
Перейти на Форум


Дизайнерские сайты

Новое проектирование: Olson Kundig, передовые методы, великолепный ре...

Бьярке Ингельс - датская звезда новой архитектуры: "он сбросил б...

Снехетта - яркая проектная группа с современной методикой проектирова...

Работы ателье Жана Нувеля на сайте dezeen.com

Николай Блохин, новый живописный салон: профессор Репинки на американ...

Эммануэль Моро: французский дизайн для Японии

Рейтинг крупнейших архитектурных фирм

Жакоб + МакФарлейн, французская архитектурная группа

L-architects Ltd (Финляндия), прежнее название Larkas & Laine

Самули Нааманка, промышленный дизайнер и изобретатель графического бе...

Графический бетон, производство и исследования

Дункан Льюис (Франция), зелёная архитектура

Моника Манганелли (виртуальная сценография, мультимедия, Италия)

Вольфолинс (WolffOlins, творческое агентство, UK)

Appliedwayfinding (городская навигация, UK)

DBLG (UK, творческое агентство: мультимедиа, айдентика, ТВ)

Это многим понравится - Студия Erwin Zwiers Нидерланды

Брендинговое агентство dblg.co.uk

Университет Аалто и показы мод

appliedwayfinding - Городская навигация Лондон

Агентство Landor

Алиталия - новый графический стиль

Wolffolins в Instagram

Показ Fendi 2016/2017 на фоне отреставрированного фонтана Треви в Риме

Interia Awards-2016 Ежегодная национальная премия в области интерьера

Бесплатные шрифты (в т.ч. кириллические)

Промо-ролик программы RT Going Underground

О Миланском салоне

Семь красных линий, из них...
 
Мнения



Искусство и дизайн Тюмени - Статьи
 
СТАТЬИ   БИБЛИОГРАФИЯ
Тюмень-Екатеринбург-Карим Рашид и другие




13 июля группа тюменских дизайнеров, студентов и педагогов на зорьке осуществила марш-бросок до Екатеринбурга, где 12 июля открылся Иннопром-2012 (накануне его осенил присутствием премьер Д.А. Медведев) – выставочная и дискуссионная площадка, которую устроители стремятся превратить в крупную международную.







(Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» – один из самых больших выставочных комплексов, площадь – 50000 кв. м. Проектировала компания Wulf&Partner (Германия) и испанский архитектор Хосе Асебильо Марин.В составе – 4 павильона: 3 по 10000 кв. м.; 1 площадью 20 000. кв. м., 3 – отведены под выставки, а один выполняет функцию конгресс-холла).





У нашей группы была скромная цель – дружба сФорумом промышленного дизайна, организованным группой компаний Formika (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбурге), Уральской архитектурно-художественной академией, Союзом дизайнеров и др.

Пять часов жаркой дороги, сложная навигация по Кольцовскому тракту Екатеринбурга, раскаленная парковка, двойной кордон охраны, толкотня на входе и – спасение, явившееся в виде Андрея Ордина, исполнительного директора Формики, избавившего нас от пропускной суеты. Спасибо!

Марш-бросок за Андреем через 3 огромных павильона в конгресс-холл и мы рассыпаемся на круглые столы.

Программа форума – выставки, мастер-классы, лекция Карима Рашида, встречи с ТОП-7 выпускниками УралГАХА, работающими (работавшими) дизайнерами в крупных европейских компаниях (А. Басманов, А. Неретин, Д. Кузвесов, В. Пирожков и др.), круглые столы – визуальная и мозговая подпитка. (От приглашения участия в выставке мы отказались из-за осторожности и хлопот с перевозкой и подачей экспонатов).

Автор этих заметок, как и большинство команды, оказался на круглом столе по проблемам «продакт-дизайна», который проводил Вадим Кибардин – промышленный дизайнер, родившийся в Омске в 1974 г., окончивший УралГАХА и живущий с 2005 г. в Праге.



Вадим Кибардин – автор гениального войлочного брелока в виде маленького зеленого человечка с двумя «руками», на которых написано «дом» и офис, вернее – «Home»и «Office» ($8.90, производится в Чех-републик), а также большого числа малоинтересных и вторичных разработок, см: www.kibardindesign.com/en/studio.aspx.

Так вот, круглый стол этот был довольно странен. Вокруг Вадима собралась интеллектуальная дизайнерская опора в виде Татьяны Быстровой (доктор философии, дизайновед – так любят говорить в Екатеринбурге), Сергея Кропотова, ректора Екатеринбургской академии современного искусства (доктор философии, культуролог), позже подошел Леонид Салмин (дизайнер, культуролог, кандидат искусствоведения). Это – персоны из знакомого ряда. Вокруг Вадима сидели также «крупный производитель мебели» (сожалею, что табличек не было видно, да и не у всех они были), два представителя московской Британской школы (негосударственное учебное заведение, принадлежит Британскому совету). Британцы – русский и итальянец получали от Вадима поглаживания как представители крупной и хорошей европейской школы. Кроме моих коллег и выпускников были и другие знакомые лица из УралГАХА.





Кстати, итало-британец объявил, что итальянский дизайн создали не дизайнеры, а менеджеры. Ха-ха! Посмотрел бы я на менеджеров без А. Кастильоне, А. Манджаротти, М. Ниццоли, М. Беллини, Д. Колмбо, А. Бранци, М. Цанузо и т.д. Эта точка зрения присуща новым дельцам, которые толком не знают названных имен, даже Э. Соттсасса – они имеют дело с продуктами, которые толкают по всему миру при поддержке промышленной палаты, правительства и т.п. Но у них есть ПРОДУКТ! Чего нет до сих пор у многих.

К сожалению, стол был смутен – тих, невнятен и беспредметен. Говорили себе под нос, особенно отличилась Татьяна Юрьевна, которую, по всей видимости, слышал только модератор и коллеги на расстоянии 1-2х метров. Более-менее был слышен аудитории Вадим. Вот обрывки его вопросов: «Давайте поговорим об эстетике дизайна» (разговор свелся почему-то к античной эстетике, которая – как полагали авторы концепции – обладает нетленностью для дизайна, причем – речь коснулась не античного искусства, а именно эстетики – то есть науки о прекрасном). Далее – «Сможет ли российская мебель конкурировать с западной, и поставляться на западный рынок?» Или: «Почему наши менеджеры не интересуются дизайном?», «Что может в этих условиях сделать наше дизайн-образование?»

Как справедливо заметила моя подруга Вера Субботина, непонятен был предмет разговора. Владение «столующихся» предметом дискуссии – дизайном, управлением им, дизайн-образованием были приблизительны. Уважаемый мною В. Кибардин – изобретатель гениального брелока, но не теоретик, и маловат для модерации.

Был затянувшийся монолог о Строгановке, которая в плачевном состоянии – монолог минут на пять больше, чем Строгановка того заслужила. Были сентенции, что «наши педагоги получают такую маленькую зарплату, что они не могут знать тенденций мирового дизайна» (без зарплаты тенденции, конечно, не просматриваются?). И что-то в подобном духе. Задавались какие-то вопросы из зала, про что-то. На них давались какие-то ответы, вроде того.

Что-то невразумительное изрекалось про красоту – при полном согласии «президиума» - «Да-да, только не об этом, никакой красоты, что вы!»

Автора этих строк подмывало взять слово и подпортить академическоеединодушие коллег, вроде все знающих про дизайн. Но очередь желающих с фундаментальной оснасткой и античным дискурсом осветить проблемы отечественного дизайна не кончалась, так что пришлось ближе к первому часу бесплодного стола смыться на волю.

А что можно было бы сказать?

1. Отечественный менеджмент не интересуется отечественным дизайном. И это естественно –ни партхоз-комс-номенклатура,составившая костяк власти и бизнеса, ни алчные дельцы, забурившиеся в предпринимательство из советских общежитий и землянок, не могут интересоваться тем, о чем не знают. Они ориентированы исключительно на известные бренды, покупают готовые товары, готовые производственные линии с разработанным дизайноми технологиями. Ждать здесь нечего.

2. Культура граждан, власти, предпринимателей такова, что ни о какой самостоятельной навигации в дизайне говорить не приходится. И не только в дизайне – мой друг Михаил Гардубей, сравнивая информированность прохожих в Европе и России об искусстве и архитектуре, считает, что главная проблема – художественная чистота голов российских сограждан. Более того, выставка ИННОПРОМ в очередной раз показала, что девиз российского бизнеса: «только с Запада!».



РЖД демонстрировала свои великие успехив упаковке разработанного англичанами идиотскогофирменного стиля, воплощающего (по семантике) покой, усталость, закрытость и отгороженность (преобладает грязный серый цвет), изредка нарушаемые всплесками невнятной и усталой активности (тяжелая киноварь– темно-красный цвет). Вообще эта серо-красная как бы «конструктивистская» палитра – палитра тоталитарного диктата, а вовсе не главных в дизайне дружелюбия, открытости, сочувствия. Правда, на Иннопроме серый цвет смыли – фирменный стиль побелел-засветился, но это уже не он, извиняйте.





УВЗ показал в своей экспозиции проект и макет кабины городского трамвая. Очень красивые. Я даже восхитился – неужели дожили?! По всей Европе бесшумно скользят красивейшие трамваи разных дизайнов. Одна деталь – на макете кабины написано LinzAGLinien. Как в анекдоте: «мы приедем к вам в гости, только мы на танках приедем, как обычно». Да и журнал «Эксперт-Урал» порадовал в то же время сообщением, что компания Сименс приступает к выпуску поездов «Ласточка» с просматривающимся германским дизайном.

3. Только небольшой круг предпринимателей вроде И. Сафронова с его «Биоинъектором», некрупный слой практиков задумываются о «российском дизайне», о локальной версии интернационального дизайна. Только А.П. Ермолаев и его ученики, ярые фанаты мировой архитектурно-дизайнерской классики, что-то понимают в российских культурных кодах. Но большинство, задрав штаны, догоняет Запад. Или – что еще хуже – погружается в какую-то шиночность и квазирусскую бутафорию.

4. Большинство нынешних школ готовят не дизайнеров, а стилизаторов оформителей и «рисовальщиков», как называли недавно архитекторов. И не потому, что преподаватели не знают «тенденций» – «по зарплате». Но потому, что на дизайнеров возник взрывной спрос как на идентификаторов, в силу социальных пертурбаций. А дизайнеров и педагогов в СССР толком не готовили, и почти в 200 вновь возникших школ пришли архитекторы, большие «специалисты» по «привязкам» типовых проектов, но не по архитектуре и дизайну. Ни о каком дизайне в большинстве случаев речи не идет.

5. В прежних школах остались по нескольку важных человек, на которых те или иные курсы держатся. Конечно, зарплата в 16-20 тыс. не стимулирует, чтобы работали практики. Боюсь, лучшие практики школам и не нужны, так как программы дизайнерского образования для вузов – всего лишь финансовая подпитка. Не более.





6. Профессиональный и культурный уровень руководителей вузов соответствуетпредпринимательскому, и культуре власти. Почтивезде прошла ротация старых ректоров и управленцев на более молодых невесть почему и для чего назначенных. Иллюстрация: недавно назначенному ректору одного из профильных вузов подарили на юбилей мини-бар в форме глобуса. После трогатлеьных речей о курсе движения юбиляр открывает бар, реакция детской непосредственности на весь зал: - Б…, бухло!

7. Дизайн-образованием руководят какие-то люди неизвестного профессионального статуса через дурные и жесткие госстандарты (это относится и к новым ФГОСам). Какие профессиональные эксперименты и развитие могут быть, если образование зарегламентировано?

8. Главное – у большинства российских дизайнеров НЕТ ПРОДУКТА, нет умения сотрудничать с заказчиками, низкий уровень профессиональной этики и ориентация на доходы невзирая ни на что.

9. Ничего не будет без государственной политики. Сегодня – российского дизайна нет, шансов на его самобытное, как и международное становление не осталось.

10. Хотя вопреки пессимизму, самобытные выскочки есть, видел таковых в разных городах России, преимущественно это дизайнеры-графики.

***


После безрадостного «стола», блужданий по просторам «Экспо», после пресс-конференции, в 14 часов – главная изюминка: лекция Карима Рашида.











Признаюсь, я без особой охоты шел на лекцию. О Рашиде знаю «все», в лекциях упоминаю о нем как об оригинале, веселом, но аморфном явлении (несмотря на веселенькие цвета одежды, так нравящиеся женщинам), не сопоставимомс такими «гигнтами», как Энцо Мари, Этторе Соттсасс или Акиле Кастильоне.

Я был не прав.

Справка Формики:

КаримРашид «самый успешный промышленный дизайнер в мире, автор более 2500 реализованных разработок для крупнейших компаний мира, таких как Samsung, Asus, DuPont, Gorenje, Citibank, Hyundai, IsseyMiyake и многих других. Окончил вовсе не RCAи даже не УралГАХУ – УниверситетКарлтон в Оттаве, Канада. Получил степень бакалавра в 1982 году (всего лишь). Затем стажировался в студии РодольфоБонетто в Милане.Работы Рашида выставлены во многих музеях мира: MuseumofModernArt в Нью-Йорке, MuseedesArtsDecoratifs в Монреале, TokyoGas в Токио, GroningenMuseum в Голландии и многих других музеях.





















Дизайнер является обладателем более трёхста наград и премий, в том числе DaimlerChryslerDesignAward (1999 год), GeorgeNelsonAward (1999), theSilver IDEA Award (1999), IndustrialDesignExcellenceAward (1998), золотая награда в номинации «мебель» от IndustrialDesignersSocietyofAmerica (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquiremagazine (2003 год) и IDSA (IndustrialDesignExcellenceAward, 2005 год) и многих других».

А вот Карим Рашид, так сказать, сам о себе:

www.karimrashid.com

Karim Rashid is one of the most prolific designers of his generation. Over 3000 designs in production, over 300 awards and working in over 40 countries attest to Karim's legend of design.



His award winning designs include luxury goods for Christofle, VeuveClicquot, and Alessi, democratic products for Umbra, Bobble, and 3M, furniture for Bonaldo and Vondom, lighting for Artemide and Fabbian, high tech products for Asus and Samsung, surface design for Marburg and Abet Laminati, brand identity for Citibank and Sony Ericsson and packaging for Method, Paris Baguette, Kenzo and Hugo Boss.

Karim's touch expands beyond product to interiors such as the Morimoto restaurant, Philadelphia; Semiramis hotel, Athens; nhow hotel, Berlin; Universita Metro Station, Naples as well as exhibition design for Deutsche Bank and Audi.

Karim's work is featured in 20 permanent collections and he exhibits art in galleries world wide. Karim is a perennial winner of the Red Dot award, Chicago Athenaeum Good Design award, I.D. Magazine Annual Design Review, IDSA Industrial Design Excellence award.

Karim is a frequent guest lecturer at universities and conferences globally disseminating the importance of design in everyday life. He holds Honorary Doctorates from the OCAD, Toronto and Corcoran College of Art & Design, Washington. Karim has been featured in magazines and books including Time, Vogue, Esquire, GQ, Wallpaper, and countless more.

Karim's latest monograph, Sketch (Frame Publishing, 2011), features 300 hand and digital drawings selected from the last 25 years. Other books include KarimSpace, featuring 36 of Karim's interior architecture designs (Rizzoli, 2009); Design Your Self, Karim's guide to living (Harper Collins, 2006); Digipop, a digital exploration of computer graphics (Taschen, 2005); Compact Design Portfolio (Chronicle Books 2004); as well as two monographs, titled Evolution (Universe, 2004) and I Want to Change the World (Rizzoli, 2001).

In his spare time Karim's pluralism flirts with art, fashion, and music and is determined to creatively touch every aspect of our physical and virtual landscape.

Далееидетпереченьпремий, включая 17 RedDot’ов. Я бы обратил внимание на итальянскую премиюCompassod'Oro(Signaling for the Horm Tide cabinet), премиювысокогостатуса.

Важной вкладкой на сайте является KARIMANIFESTO:

«Today poetic design is based on a plethora of complex criteria: human experience, social behaviors, global, economic and political issues, physical and mental interaction, form, vision, and a rigorous understanding and desire for contemporary culture. Manufacturing is based on another collective group of criteria: capital investment, market share, production ease, dissemination, growth, distribution, maintenance, service, performance, quality, ecological issues and sustainability. The combination of these factors shape our objects, inform our forms, our physical space, visual culture and our contemporary human experience. These quantitative constructs shape business, identity, brand and value. This is the business of beauty. Every business should be completely concerned with beauty - it is after all a collective human need.

I believe that we could be living in an entirely different world - one that is full of real contemporary inspiring objects, spaces, places, worlds, spirits and experiences. Design has been the cultural shaper of our world from the start. We have designed systems, cities, and commodities. We have addressed the world’s problems. Now design is not about solving problems, but about a rigorous beautification of our built environments. Design is about the betterment of our lives poetically, aesthetically, experientially, sensorially, and emotionally. My real desire is to see people live in the modus of our time, to participate in the contemporary world, and to release themselves from nostalgia, antiquated traditions, old rituals, kitsch and the meaningless. We should be conscious and attune with this world in this moment. If human nature is to live in the past - to change the world is to change human nature».

Практически о том же Карим Рашид говорил и в лекции, длившейся более часа и выслушанной залом в полной тишине и с тщанием (что говорит в значительной мере о слое людей, подготовленной Уральской архитектурно-художественной академией – Рашид признал, что такого зала ни разу не собирал в России, где бывает часто).









Если тезисно изложить смысл сказанного Рашидом, то это так (цитирую по памяти):

- Каждый человек уникален, что бы ни знал он о себе и как бы ни оценивали его окружающие. И он имеет право на уникальные творческие поступки, решения.













- Поскольку каждый человек уникален и второго такого нет, он должен быть собой, быть собой здесь и сейчас. Ничего из того, чем он обладает, он не заберет ни в завтра, ни с собой в печальный путь.

- Для дизайна нет истории, прошлого, нет прототипов, образцов, трафаретов и предрассудков.





















- При этом сам Карим Рашид многое черпает из прошлого.

- Мир сильно меняется технологически, не использовать технологии для человека – ошибка. Собственный метод он определяет как зко-тех.

- Дизайн служит всему обществу, это демократичная деятельность для всех, в интересах всех.





















- Ничего не функционального не должно быть: женская сумка – не предмет любования, а кофр для коммуникатора или планшета. Дизайн создает удобства, но не только физические – скорее психологические.

- Дизайнер должен следить за общественными процессами. Проектируя какую-нибудь ванну, он должен понимать, что за любым объектом есть физиология, психология, здоровье людей. К. Рашид иллюстрировал свои суждения ссылками на социологические и медицинские данные(например, упомянул, что 17% процентов смертей приходится на инфаркты в ванных). И проектирование – это ответственный процесс.















- Любовь к пластикам он объяснил их демократизмом и доступностью цены. Сообщил, что открыл для себя и пропагандирует фирму, производящую великолепные по возможностям и экологии пластики.

- Природа – главный источник формообразования, ведь и человек – часть природы. И вновь важна ответственность.

- Автомобиль – одно из ущербных изобретений человечества, особенно – спортивные автомобили, воплощение глупости и тщеславия. Делал автомобили для Тойоты, но зарекся проектировать этих монстров.











- Дизайн – ответственная деятельность, от которой зависят психология и физиология, настроения людей и их восприятие жизни. О себе сказал (отвечая на вопрос), что является Девой, но не только по гороскопу, но и в силу большого числа проектов вынужден быть обязательным и организованным. В частности – до Рождества у него 49 проектов в разных странах, их нужно закончить, и «расхлябометр» здесь невозможен.

***


По мнению присутствующих, с которыми удалось помыть кости Кариму Рашиду, его лекция произвела хорошее впечатление. Он говорил о насущном, о личности дизайнера и обществе, говорил простым и грамотным языком (знатоки английского уверяют, что Рашид говорил на ясном, хорошем английском языке). Он не хвастался своими работами – поток слайдов шел по периферии зала и многие не обращали на него внимания,увлеченные эмоциями оратора (без перехлестов), который интересен и мимически, и эмоционально.

Президент Союза дизайнеров Юрий Владимирович Назаров отметил, что Рашид прост и доступен, лишен звездности, которой страдают многие. ЮБ. Назаров выручил организаторов –закончилась лекция, Карим Рашид спросил: - Будем дальше разговаривать, или как?











Подождав, ушел со сцены, в общем-то очень устав. Юрий Владимирович поднялся на сцену и предложил продолжить разговор, спустился к Кариму Рашиду, объяснил, что зал просит продолжения разговора.

Были вопросы, ответы. Дальнейшее единение с залом. Удивительное для понторогой дизайнерской среды единодушие.

К сожалению, Тюмень и пробки на дорогах призвали часть автобусной тюменской депутации поспешить домой. Некоторые остались в расчете на возвращение поездом после ТОП-7 УралГАХА.

Эту информацию на обещал Виктор Брагин, учитель ТОП-7, наш друг и один из организаторов форума.

Ниже – фотографии из экспозиции выпускника УралГАХА Владимира Пирожкова и проекты студентов 3 курса.











Замечал Г. Вершинин


 «назад


Добавить комментарий

Имя (обязательное)

E-Mail (обязательное)











art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 (3452) 62-19-28
Факс: +7 (3452) 62-17-99
E-mail: design-tumen-2008@yandex.ru