новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
Перейти на Форум


Дизайнерские сайты

Новое проектирование: Olson Kundig, передовые методы, великолепный ре...

Бьярке Ингельс - датская звезда новой архитектуры: "он сбросил б...

Снехетта - яркая проектная группа с современной методикой проектирова...

Работы ателье Жана Нувеля на сайте dezeen.com

Николай Блохин, новый живописный салон: профессор Репинки на американ...

Эммануэль Моро: французский дизайн для Японии

Рейтинг крупнейших архитектурных фирм

Жакоб + МакФарлейн, французская архитектурная группа

L-architects Ltd (Финляндия), прежнее название Larkas & Laine

Самули Нааманка, промышленный дизайнер и изобретатель графического бе...

Графический бетон, производство и исследования

Дункан Льюис (Франция), зелёная архитектура

Моника Манганелли (виртуальная сценография, мультимедия, Италия)

Вольфолинс (WolffOlins, творческое агентство, UK)

Appliedwayfinding (городская навигация, UK)

DBLG (UK, творческое агентство: мультимедиа, айдентика, ТВ)

Это многим понравится - Студия Erwin Zwiers Нидерланды

Брендинговое агентство dblg.co.uk

Университет Аалто и показы мод

appliedwayfinding - Городская навигация Лондон

Агентство Landor

Алиталия - новый графический стиль

Wolffolins в Instagram

Показ Fendi 2016/2017 на фоне отреставрированного фонтана Треви в Риме

Interia Awards-2016 Ежегодная национальная премия в области интерьера

Бесплатные шрифты (в т.ч. кириллические)

Промо-ролик программы RT Going Underground

О Миланском салоне

Семь красных линий, из них...
 
Мнения



Искусство и дизайн Тюмени - Статьи
 
СТАТЬИ   БИБЛИОГРАФИЯ

Кендзи Экуан: Маленький, но сильный Человек с открытым сердцем

«Пока учишься – идешь в гору»
К. Экуан

Мировой дизайн остался без Экуана. Даже не японский, а именно мировой. Потому что патриарх и основатель японского дизайна Кендзи Экуан (1929-2015) на самом деле был «человеком мира».

Он и сотрудники его фирмы GK Group с самого начала следовали (и продолжают следовать) выбранной идеологии: сохраняя и обогащая национальные традиции, они не отгораживаются от остального мира, а наоборот, стремятся развивать международные связи с дизайнерами всех стран с целью создавать материальный мир, объединяющий людей. Кендзи Экуан называл такой интердизайн моделью международной школы дизайна1 . Вот что рассказывает, например, сотрудник GK Dynamics Inc. Ацуши Итидзе о принципах работы Ямахи по созданию мотоциклов: «Наш мир все-таки не един. Одна и та же модель мотоцикла, одна и та же конструкция преобразовывается затем в разных странах по-разному. Например, «Фольксваген» во всем мире будет один и тот же, а мотоциклы будут разными. Ямаха старается обратиться к культуре различных народов и приспособить к ней модели, продаваемые в разных странах. Мы едем в другие страны, разговариваем с разными людьми, узнаем их вкусы и пристрастия. Земля – шар, но на нем существует много культурных зон, и в зависимости от географии меняются культурные пристрастия. Цвет, свет и восприятие формы зависят от географии… Дизайн становится проводником культуры, транслятором одного языка в другую культурную среду… Мы создаём наши мотоциклы с учётом критериев красоты в разных странах…»2 .

Для самого Экуана деятельность на основе такой идеологии стала его творческой и жизненной миссией. Получается, что он как бы предлагает миру свой путь в процессе глобализации, когда отдельная страна не доминирует агрессивно и по-хамски над другими, как это делает Америка, а взаимодействует с ними, не теряя при этом собственной идентичности. И всегда при этом главным остается ЧЕЛОВЕК с его нуждами и потребностями.

Предлагаем вашему вниманию ответы К. Экуана на вопросы ежегодника «Дизайн. Документы» (интервью провел Г.В. Вершинин 16 мая 2002 года)3 .

Кендзи Экуан: Дизайн создается для того, чтобы защищать человека


Г. Вершинин: Когда-то Вам приписывали слова о том, что дизайнер должен быть адвокатом общества. Вы по-прежнему так думаете?
К. Экуан: Да, конечно. Дизайн и создается для того, чтобы защищать человека.
Г. Вершинин: GK Group состоит сегодня из одиннадцати дизайнерских фирм в Японии, Европе, Америке и Китае. Существует ли у них единая идеология?
К. Экуан: Да, конечно. Нас связывает общая идеология, которая подразумевает демократизацию вещей, демократизацию общества, демократизацию красоты.
Г. Вершинин: Как сочетаются в современном японском дизайне европейские традиции и национальные?
К. Экуан: В течение последнего столетия Япония подверглась влиянию западной культуры, поэтому сейчас трудно сказать точно, как соотносятся японские и европейские составляющие. Думаю, что пятьдесят процентов европейской западной культуры, пятьдесят составляют японские традиции. Как и в современном японском доме: пятьдесят процентов – это японские татами и тому подобные предметы, а пятьдесят – обычные европейские. Я сам на завтрак ем японскую еду, а обед в фирме – западный. По вечерам я бываю в европейском районе (Якудзи) и пользуюсь соответственно европейскими предметами и традиционными японскими. Например, чашка японская, а вилка европейская. То же самое происходит и с одеждой.
Г. Вершинин: По тому, как спокойно Вы об этом говорите, Вы не видите опасности в европейском или в американском влияниях?
К. Экуан: Конечно же, опасность есть. Например, сейчас люди уже меньше ходят на поклонение в храмы, уменьшилось количество праздников. Сегодня в Японии люди часто предпочитают национальному европейское. Маленькие дети все больше едят вилкой и ножом, и у них атрофируются руки. Потому что для того, чтобы есть палочкой, требуется больше усилий, тогда как европейские столовые приборы этих усилий не требуют. Дети больше сидят за компьютером. При этом они не то, что не могут писать кистью иероглифы… Когда ты пишешь кистью, то выражаешь свое настроение, пишешь иероглиф так, как ты сам того хочешь. А на компьютере уже получается не так.
Г. Вершинин: Кого Вы сегодня считаете наиболее крупными дизайнерами Японии?
К. Экуан: Очень много дизайнеров, поэтому мне трудно сразу сказать. Что касается собственно дизайна, то это, прежде всего, дизайнеры GK. Из других художников я бы назвал Кензо, Исэ Мияке; из архитекторов – Тадао Андо, Кендзо Танге…
Г. Вершинин: Японский дизайн развивается так, как Вам того хотелось бы или есть какие-то тревожные тенденции?
К. Экуан: Сейчас мы прилагаем все усилия к тому, чтобы все больше и больше двигать вперед японский дизайн. В Японии происходит все то, что и во всем мире: истощаются природные ресурсы, нефть и газ, загрязняется атмосфера. Растут проблемы, появляются новые. Проблемой стало старение населения, требуется помощь пожилым людям, которые составляют все большую часть общества. Рассматривая все эти проблемы, мы хотим, чтобы японский дизайн развивался все быстрее и помогал их решать.

После войны люди мечтали лишь о еде. В 60-70-е годы они стали жить лучше, и поэтому стремились иметь все больше и больше потребительских товаров. Сегодня понятие качества жизни изменилось. Оно включает в себя заботиться о здоровье, много заниматься спортом, строить дома, в которых легко было бы жить.

Сегодня очень важны проблемы сохранения ресурсов, тех, которыми мы пользуемся сейчас. В новом японском дизайне экология занимает главное место. В частности, GK Group стремится разрабатывать такой дизайн, чтобы он использовал половину ресурсов, требовавшихся прежде. Чтобы, например, еда была такой же вкусной, но ее требовалось вполовину меньше; чтобы одежда оставалась удобной, но на нее шло вдвое меньше материалов; чтобы постройки были простыми и экономичными, а жить в них было бы удобно…


Г. Вершинин: Что связывает предприятия GK: это свободное товарищество или же главную роль в ней играют финансы, или, все-таки, некая общая идеология?
К. Экуан: Главное в фирме – это мысль о том, чтобы связать человека и вещь, выстроить отношения человека с вещами, облегчить ему понимание вещей и предметного окружения. При этом у каждого подразделения есть свой руководитель, они все работают сами. Мы проводим совещания, сверяем наши действия, но поступают все самостоятельно. (Завершение интервью)

Из этого интервью видно, что еще одна важнейшая грань японского дизайна делает его универсальным, свободным от любых границ – это экологическая составляющая. Главные принципы в деятельности Кендзи Экуана и GK Group – бережное отношение ко всему живому, что нас окружает, сохранение и экономия природных ресурсов, использование природных форм при создании многих вещей. Его мини-автомобиль «GK-01» напоминает маленького, но сильного жучка (а можно сказать и «сильного, потому что маленького»), способного слушаться человека и взаимодействовать с ним как единое целое. А мотоциклы, похожие на кузнечиков и стрекоз!.. Китайские ложечки-капли…




Мы сегодня говорим: «темпы жизни многократно ускоряются – тут уж человеку не до созерцания природы…». Однако никто не будет спорить, что Япония как раз и живет такой динамичной жизнью, молниеносно совершенствуя прежние технологии или рождая новые. И все-таки Кендзи Экуан доказывает, что возможно создать современный предметный мир, в котором человек и природа могут сосуществовать, обогащая друг друга.

Хочется процитировать слова, сказанные К. Экуаном в завершение конференции «Экодизайн-2002», которые воспринимаются сегодня как «духовный манифест» чуткого дизайнера и человека:

«Само слово и понятие экодизайна для двадцатого века является одним из важнейших… «Эко» - это не только ЭКОлогический, а и ЭКОномический. У слова «экономика» есть разные значения, и не только позитивные, особенно когда речь идет об обществе потребления.

Экономика в обществе потребления таит в себе много опасностей для природы: это и выхлопные газы, и неоправданное использование пластмасс, и так далее. Мы считаем, что современному человеку следует обращаться к своему разуму, здравому смыслу, чтобы избежать негативных результатов экономики такого общества. Я думаю, что если ЭКО в слове «экономика» наложить на ЭКО в слове «экология» и заставить экономистов думать об экологии, то получится гораздо лучшая ситуация, чем та, которую мы имеем сегодня. Понимаю и четко отдаю себе отчет в том, что мы вряд ли что-то можем поделать с психологией потребления, но давайте задумаемся: а единственный ли это образ жизни?

Иногда нам не так уж необходимо садиться в автомобиль и окружать себя пластмассовыми изделиями. У меня такое ощущение, что люди перестают понимать друг друга так же, как они в свое время перестали понимать природу. Необходимо прислушаться к природе так же, как мы прислушиваемся к мнению другого человека. Например, нам предлагают что-то купить, а мы отказываемся, и тот человек снимает свое предложение. Так же и с природой: мы что-то делаем с ней, и природа начинает хмуриться, набегают тучи, случаются какие-то катаклизмы.

Так давайте же прислушаемся к тем посланиям, которые природа нам отправляет. Давайте попробуем разговаривать с рекой, с цветком, с травой. Они нам расскажут, что за явления, окружающие их, вредят им. И тогда мы будем тщательнее подходить к выбору материалов для использования.

Я думаю, что человек двадцать первого века выберет новую систему общения. Да, мы привыкли общаться друг с другом, но мы – часть природы, мы должны общаться с какими-то объектами живой и неживой природы, которые, как нам кажется, достаточно далеко от нас отстоят. Общаться с рыбой, животным, растением, камнем. И если мы хорошо наладим общение и будем чувствовать, что наши партнеры в природе чего-то хотят от нас, или же что мы ставим их в неудобное положение, делая что-то, то мы сможем дальше жить совершенно счастливо на этой планете. Мы, как дизайнеры, должны понять эти умонастроения и передавать их дальше в своем творчестве.

Я думаю, что человек в своей гордости вознесся слишком высоко. Он должен вспомнить о своем разуме, о своем сердце и спуститься пониже, уменьшив свои требования…»4.


Увы, мне не приходилось встречаться с Кендзи Экуаном лично, но я пронзительно чувствую, как этот энергичный человек с искрящимися, веселыми глазами зажигал своим энтузиазмом и идеями всех, кто находился рядом. «Экуанчик» - так тепло называю его я и некоторые из моих коллег. Мне по-детски кажется, что такие люди, как Кендзи Экуан должны жить вечно. Это такой вечный маячок, который никогда не дает потерять найденные ориентиры…

Его сердце, отданное Японии и открытое всему миру, не выдержало. Человек скорбит, но природа ликует. Ибо Кендзи Экуан теперь растворился в ней и навсегда окружил себя тем, что любил и защищал всю жизнь.

Материал подготовила И. Яблокова



1Сильвестрова С. Кендзи Экуан // Хрестоматия по дизайну: учеб. пособие для студентов вузов /сост. Г. В. Вершинин, Е. А. Мелентьев. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. - С. 381
2Дизайн. Документы-3: Архитектура, дизайн, искусство : сб. материалов /сост. Г. В. Вершинин. – Тюмень, 2003. – С. 35-36
3Там же, с. 59-61
4Там же, с. 57-58


Добавить комментарий

Имя (обязательное)

E-Mail (обязательное)











art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 (3452) 62-19-28
Факс: +7 (3452) 62-17-99
E-mail: design-tumen-2008@yandex.ru