новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
Перейти на Форум


Интерьер+дизайн: конкурс работ 2019 года

Дизайнерские сайты

Новое проектирование: Olson Kundig, передовые методы, великолепный ре...

Бьярке Ингельс - датская звезда новой архитектуры: "он сбросил б...

Снехетта - яркая проектная группа с современной методикой проектирова...

Работы ателье Жана Нувеля на сайте dezeen.com

Николай Блохин, новый живописный салон: профессор Репинки на американ...

Эммануэль Моро: французский дизайн для Японии

Рейтинг крупнейших архитектурных фирм

Жакоб + МакФарлейн, французская архитектурная группа

L-architects Ltd (Финляндия), прежнее название Larkas & Laine

Самули Нааманка, промышленный дизайнер и изобретатель графического бе...

Графический бетон, производство и исследования

Дункан Льюис (Франция), зелёная архитектура

Моника Манганелли (виртуальная сценография, мультимедия, Италия)

Вольфолинс (WolffOlins, творческое агентство, UK)

Appliedwayfinding (городская навигация, UK)

DBLG (UK, творческое агентство: мультимедиа, айдентика, ТВ)

Это многим понравится - Студия Erwin Zwiers Нидерланды

Брендинговое агентство dblg.co.uk

Университет Аалто и показы мод

appliedwayfinding - Городская навигация Лондон

Агентство Landor

Алиталия - новый графический стиль

Wolffolins в Instagram

Показ Fendi 2016/2017 на фоне отреставрированного фонтана Треви в Риме

Interia Awards-2016 Ежегодная национальная премия в области интерьера

Бесплатные шрифты (в т.ч. кириллические)

Промо-ролик программы RT Going Underground

О Миланском салоне
 
Мнения



официальные сайты сообществ и организаций:
Youtube-канал art-design
www.wdo.org
www.ico-d.org
www.sdrussia.ru

информативные дизайнерские сайты:
www.designforum.fi
www.designmuseum.fi
www.kunstindustrimuseet.dk
www.svenskform.se
www.design-center.co.jp
www.designmuseum.org
www.cooperhewitt.org
www.design-center.de
www.kak.ru
www.goldenbee.org
www.vitra.com
www.4block.org
www.yankodesign.com
www.gullsten-inkinen.com
www.wolffolins.com
www.projector-magazine.ru
www.design-history.ru
www.f2f-mag.ru

образование:
www.aabookshop.org
www.aalto.fi
www.arts.ac.uk
www.abk-stuttgart.de
www.usaaa.ru
www.school.imadesign.ru
www.stroganovka.ru
www.rca.ac.uk
27thpolygon.blogspot.ru
www.britishdesign.ru

конкурсы:
www.daafest.ru
www.red-dot.com.sg
www.red-dot.org
www.idva.info

сайты о дизайне и архитектуре:
commons.wikimedia.org
www.a3d.ru
www.designet.ru
www.omami.ru
www.novate.ru
www.rudesign.ru
www.manworksdesign.com
www.archi.ru
www.kibardin.com
www.teambywellis.com
www.bang-olufsen.com
www.ikea.com

забавно:
www.conclave.ru

фототехника:
www.focused.ru
www.fotogu.ru

ландшафтный дизайн:
www.rfc-online.ru
www.landshaft.ru
www.lade.ru
www.ldci.ru
www.anthonypaullandscapedesign.com

сайты об искусстве:
www.artru.info
www.ncca.ru
www.designmuseum.org
www.louvre.fr

шрифты:
www.paratype.ru
www.calligraphy-expo.co
www.calligraphy-museum.com
Искусство и дизайн Тюмени - Статьи
 
СТАТЬИ   БИБЛИОГРАФИЯ

Леонардо да Винчи, Бертоне и Оливетти в Екатеринбурге

В рамках партнёрства с «Иннопромом-2021» Италия показала в Екатеринбурге несколько выставок, три из которых были обращены к интеллектуальной элите Урала.

Выставка «Между идеалом и реальностью: образы Леонардо» представляла копии рисунков Леонардо, один макет по его проекту из Атлантического кодекса, выполненный Альберто Марио Сольдатини и Витторио Соменци; два подлинных экспоната Леонардо – рисунок и фрагмент рукописи и видео Франца Фишнеллера «Когда замыслы обретают форму. «Кодекс о полёте птиц» Леонардо да Винчи». Содержательно выставка невелика. Длинное видео пополнило непременный атрибут современных выставок и презентаций – обязательное видео, как правило не вызывающие вдохновения публики и пожирающие время их жизни. Телевизор и книжки удобнее использовать дома.

Ажиотаж фанатов итальянского автодизайна вызвала выставка работ фирмы «Бертоне» в Уральском центре дизайна УрГАХУ. Официально – «Дизайн автомобилей: модели купе от Нуччо Бертoне. 100 лет итальянского стиля», куратор Энцо Форнари. Выставка собрана из коллекций Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея Турина, Музея Бонфанти С Вимар, Клуба ретро-автомобилей Италии и ещё 14 собраний, а также при содействии Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ и Института культуры Италии.

Преподаватели кафедры промышленного дизайна УрГАХУ Дмитрий Кисляков и Евгений Батурин возле модели «Альфа Ромео Джульетта Спринт»

«Альфа Ромео Джульетта Спринт» - самая старая из представленных моделей, она 1954 года рождения. Но зато к ней бонус – её деревянный прототип, которых в мире не так уж много. Об уникальности говорит страховая стоимость его – €45 млн.

«Бертоне» проектировал автомобильные кузова и новые идеи для всего мира с 1912 года: Alfa Romeo, Chevrolet, Ferrari, Fiat, Lancia, Lamborghini, Jaguar, Aston Martin и был конкурентом второй крупной кузовной фирмы «Пининфарина». Работая иногда с одними заказчиками стилистически они различались.

Наскоро слепленный мой пост о выставке заметил в ФБ друг из Нижней Саксонии Jorg Furch, написавший: «Bertone war ein genialer Karosserieschneider. Auch der erste VW Golf war sein Entwurf». Йорг малость ошибся - дизайнером был Джорджетто Джуджаро, но он – выходец из школы «Бертоне». Набрав опыта и веса, Джуджаро создал крупную дизайн-фирму ItalDesign. Он, Джуджаро, спроектировал, к примеру, известную у нас Matiz, только выпускаемую с компанией Chevrolet.

Matiz Chevrolet на Кудам, главной улице Западного Берлина

Дизайнеры «Бертоне» на выставке представлены в историческом разделе: Майкл Робинсон (из США, давно живёт в Турине), Лучано Д‘Амброзио (выпускник лондонского RCA – Королевского колледжа искусств), Марчелло Гандини (до Бертоне оформлял ночные клубы, но первыми же проектами поразили знатоков); Франко Скальоне, автор самых разных по стилю проектов, в т.ч. фантастических.

Франко Скальоне стал одним из авторов «Альфа Ромео Джульетта Спринт», представленной как в серийной модели, так и в деревянном прототипе. Итальянские кузовщики использовали эти изощрённые модели до появления в шестидесятые годы графопостроителей, компьютеров и первых принтеров. Помимо этого чуда формообразования есть, что посмаковать. Автомобили и единственный мотороллер дают частичное представление о развитии форм промышленного дизайна от угловатого функционализма к функционализму скульптурному, своего рода стилевому барокко. Хотя не все считают автодизайн собственно дизайном – слишком велик произвол формообразования и не обязательная связь внешнего и внутреннего, не говоря о том, что автомобиль многие десятилетия был визитной карточкой статуса. А там, где статус, дизайна маловато, больше прихоти.

Чудеса искусства формы в представленных моделях – это эволюция в направлении мягкого романтичного итальянского стиля. Он захватит мир после выставки 1972 г. в нью-йоркском МоМА и приобретёт разнообразные формы: «скульптурного дизайна», «линии Ниццоли», «итальянской романтики», заставляющих вспомнить традиции – «Dolce stil nuovo » 13 века (Данте), искусство Возрождения, итальянскую «сладкоголосую» музыку XIX – XX веков и современную, La Dolce Vita Ф. Феллини и Н. Рота, одежду Армани. Перечень большой. В привезённых из Италии авто – сложные формальные проработки, силуэты, забавная айдентика (пожалуй, итальянская айдентика 1970-х лучшая в мире), стыковки форм – всё то, что легко превращается в магию и современное искусство форм, да не всем это даётся. В какой ещё стране развитие получило искусство стилизации – кузовной бизнес? Понятно, и у нас мальцы этим развлекаются, но чтобы на массовой основе, и чтобы появился аналог «Styled by Italy»? Понятный маркер.

Третья выставка, пожалуй, самая содержательная и важная. Модульное пространство, в лучших традициях эксподизайна. Весь материал приехал в четырёх контейнерах и занял главный зал Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ. В Екатеринбурге премьера, с Урала начнётся европейская гастроль предприятия, считающегося национальным брендом. Город Иврея, штаб-квартира Оливетти, признан Юнеско объектом промышленного наследия.

История Оливетти на выставке рассказана как нигде полно, здесь отражён весь спектр интересов и деятельности Камилло и особенно Адриано Оливетти, в первую очередь общественные идеи, ставшие причиной успеха. Это был эксперимент большого масштаба, повлиявший на мировое проектирование и отчасти на менеджмент сегодняшних глобальных компаний. Полностью повторить его не рискует никто, чаще это делают т.н. «сетевые организации», то есть строящиеся на единстве целей и этики создателей.

Фирма Оливетти ввозила в Россию многое: конторского оборудования, оргтехнику – больше многих. Была обласкана дизайнерской критикой – авторами ДИ и ТЭ. Те, кто постарше и ещё помнит нашу перестройку, вспомнят и слово «Оливетти» на экранах часов программы «Время». К этому времени, правда, Оливетти уже была частью глобальных корпораций – Белл, Дженерал Электрик, Маннесман и других. Тем интереснее прежняя формула Оливетти, сделавшая небольшую компанию из разорённой войной Италии «моделлером» конторской техники, электронного и цифрового оборудования лет на двадцать; Оливетти двадцать лет определяла стиль офиса и его начинки.

Если посмотреть панорамно, Оливетти была монополистом в производстве и разработке пишущих машин, калькуляторов банковской и вычислительной техники: лидировала в европейском производстве суперкомпьютеров. А главный по дизайну IBM Элиот Нойес дивился тому, что всё, что его занимало в Италии в дизайне, было продукцией Оливетти, архитектурой Оливетти, рекламой фирмы.

Уникальные проекты слишком самобытны в философии и практике, чтобы жить без авторского управления. Со смертью Адриано Оливетти в 1960 году эксперимент сошёл на нет. В результате попыток адаптировать предприятие к начинавшейся американизации мира (глобализации) и продаж отдельных подразделений мировым брендам, Оливетти с 2003 года стала частью итальянского телекома.

Из айдентики Оливетти ушёл и её знак, разработанный Джованни Пинтори в лучшие времена – квадратная спираль, древний знак, означавший духовное единство всех и развитие с помощью Оливетти.

В чем же феномен?

Адриано Оливетти унаследовал от отца фабрику пишущих машин, на которой работали 400 человек. Превратил её в суперкомпанию, в которой заняты были 25 тыс. человек в семнадцати странах. Это известно всем. На выставке с говорящим названием «Вселенная Оливетти: воплощённая утопия» показаны особенности синергии, которая и вывела предприятие на передовые позиции. Оливетти создали социальное общество и производство внутри общества жёсткой рыночной конкуренции.

Отчасти социальность была наследием отца – Камилло Оливетти, основавшего в 1909 году фирменный фонд социального страхования. Адриано Оливетти развил идеи отца не только внутри предприятия. Камилло Оливетти основал фабрику в 1908 году, она производила 4000 печатных машинок в год, то есть в среднем на каждого рабочего приходилось по 10 машинок. Через полвека, в 1958 году, на предприятии было занято 25 000 рабочих, пять фабрик в Италии и пять за границей выпускали по шесть печатных машинок в минуту. А уровень жизни рабочих Olivetti был на 80% выше, чем у их собратьев на других предприятиях отрасли. Сын-Оливетти строил детские сады, санатории, образовательный центр, формировал чрезвычайно высокие стандарты производства и организации труда и отдыха, различные формы поддержки работников.

Адриано Оливетти издавал общественно-политические журналы, издания по урбанистике и культуре; спонсировал газеты и съёмку фильмов. Это детально показано на выставке.

Названия продукции? – лучшие поэты и писатели Италии. Поэтому все эти Леттеры, Студио, Диаспроны, Элеа, Дивисуммы и Логосы – не только красивы фонетически, но и ассоциируются с приборами, к которым относятся.

Дизайн? – самые удивительные проектировщики и дизайнеры, руководившие направлениями проектирования. И это были люди, уже заявившие о себе ярко, а не просто дипломированные специалисты. Архитектор Марио Беллини до Оливетти был оформителем в универмаге, начавшим проектировать авторскую мебель. Архитектор Этторе Соттсасс занимался керамикой, причём, своеобычной: хай-тек придумают журналисты Нью-Йорк Таймс в 1978 году, а Соттсасс этим развлекался в 1950-х. Его интересовала массовая культура, общественная психология, отношения человека и цивилизации. Позже он вспоминал работу у Оливетти как культурный праздник.

Можно было бы сказать, что Адриано Оливетти не экономил денег на лучших, если бы любая конкурентная экономика не ставила владельца перед ежедневным выбором. Пригласив к сотрудничеству китайского итальянского инженера Марио Чоу и группу учёных из Пизанского университета, фабрика в 1959 году начала производство суперкомпьютера Olivetti Elea. Мозги Ханса фон Клира, Этторе Соттсасса, Ги Бонсипа (чилиец из Ульмской школы) и Томаса Мальдонадо (аргентинец из того же Ульма) создали уникальный дизайн компьютеров, пультов управления ими и решения, позволявшие размещать громоздкие машины в старых европейских офисах, а не в новых зданиях, как требовали разработки американцев.

Выставка в Екатеринбурге (7 июля – 8 августа) структурирована по четырём разделам, которые соответствуют главному феномену Оливетти: Город и Политика (так в каталоге), Культура и Образ (используется слово имидж), Фабрика, Общество.

«Человек – больше чем просто рабочий», – лозунг А. Оливетти был написан при входе на фабрику в Ивреа. Руководитель, сформировавшийся на трудах Маркса, Ленина, русских анархистов, итальянских романтиков, свою философию, вернее, прагматику, сформулировал так: «Фабрика не может ориентироваться только на показатель прибыли. Она должна развивать богатство, культуру, сервис, демократичность. Я думаю, что фабрика должна быть для человека, а не человек для фабрики, не правда ли?

Необходимо преодолеть это разделение между капиталом и трудом человека, промышленностью и сельским хозяйством, производством и культурой. Иногда, работая допоздна, я вижу свет из окон рабочих, которые трудятся во вторую смену: служащих, инженеров, и мне хочется пойти, поприветствовать, поблагодарить их от всего сердца.

Мы уже используем повсюду наше секретное оружие: это книги, курсы о культуре, техническая поддержка в области сельского хозяйства. На фабрике постоянно организуются концерты, выставки, круглые столы. Наша библиотека насчитывает десятки тысяч томов книг и журналов со всего мира.

В Olivetti работают интеллектуалы, писатели, артисты, некоторые из них занимают высокие посты. Культура здесь очень важна». (Цит по: Адриано Оливетти — гений промышленного дизайна // Философия лидерства. – 2016. – 1 августа.https://lidersblog.ru/predprinimatelstvo/adriano-olivetti-genij-promyshlennogo-dizajna.html

Модернизировать фабрику начал молодой амбициозный политик, мечтавший о благе для разрушенной авантюризмом политиков и войной Италии. Человек, знакомый с идеями тектологии (сегодня говорят о самоорганизации), с передовыми социальными идеями, изучивший организацию предпринимательства и производства в США.

Дизайн выставки остроумен, лаконичен. Основной материал – модная шлифованная фанера, из которой собраны шкафы, столы, подиумы и перегородки. Пространственный каркас работает и как лабиринт, и как основа для фото, видео, книг, плакатов и нескольких классических вещей – пишущих машинок Valentino, Lettera 22, признанных в разное время шедеврами формы. В отдельном кубе – считающийся первым в мире персональный компьютер Programma 101, использовавшийся американским космическим агентством НАСА для подготовки и во время полёта на Луну. В рекламе этого компьютера впервые использовано надкусанное яблоко с сетевым шнуром, а на поверхности яблока напечатаны цифры.

Материал выставки огромен, насыщен, практически необъятен.

Статус фирмы и её развитие (они взаимосвязаны, позже это поняли многие предприниматели мира) влияли лучшие мастера европейской инженерии, архитектуры, искусств и дизайна, разделявшие идеи Оливетти – от архитекторов-рационалистов Джино Поллини и Луиджи Фиджини, строивших здания в Ивреа, великих Карло Скарпы (офисы) и Гаэ Ауленти (выставки) до англичанина Джеймса Стирлинга (магазин в Лондоне), немца Эгона Эйермайера, выстроившего башни Оливетти в финансовом центре Германии – Франкфурте. Всё, что делали мастера, избранные А. Оливетти, было особым, остроумным, новым и удивительным.

На фото – фрагменты выставочного оборудования, остроумно представленные плакаты, наклеенные на алюминиевые листы. Их можно вынимать из ячеек, перекладывать, фотографировать. Среди экспонатов – редкая деталь: плакат, агитирующий голосовать за депутата А. Оливетти; фрагменты истории Оливетти, изобилующей огромным числом фактов, связей Оливетти с ведущими корпорациями мира – конкурентами Оливетти. Один из последних – слайд с канцелярскими предметами: делали большие вещи, не забывая о малых. Весь объём истории и фактов трудно понять, почти вековая информация огромна, в том числе за счёт многочисленных видео, показывающих жизнь фабрики и её бесчисленные продукты.

Отдельно – не с выставки – фото представленных пишущих машинок «Валентино» (дизайнер Этторе Соттсасс) и «Леттера 22» (Марчелло Ниццоли).

Одна из самых знаменитых машинок «Valentine», 1969. Дизайнер Этторе Соттсасс. Машинка разрабатывалась как студенческая, футляр можно было использовать в качестве табурета. Есть во всех мировых коллекциях дизайна.

И в качестве бонуса – концепт складного ноутбука Valentine австрийского Агентства CreativeDNAaustria 2008. Дизайнеры Martin Zopf, Pia Weitgasser, Anton Weichselbraun, Julia Kaisinger отдали дань уважения к Этторе Соттсассу, создавшему много неповторимых разработок, даже целое направление «Мемфис».

Г. Вершинин



Добавить комментарий

Имя (обязательное)

E-Mail (обязательное)











art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 905-823-34-23
E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru