новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
Перейти на Форум


Дизайнерские сайты

Новое проектирование: Olson Kundig, передовые методы, великолепный ре...

Бьярке Ингельс - датская звезда новой архитектуры: "он сбросил б...

Снехетта - яркая проектная группа с современной методикой проектирова...

Работы ателье Жана Нувеля на сайте dezeen.com

Николай Блохин, новый живописный салон: профессор Репинки на американ...

Эммануэль Моро: французский дизайн для Японии

Рейтинг крупнейших архитектурных фирм

Жакоб + МакФарлейн, французская архитектурная группа

L-architects Ltd (Финляндия), прежнее название Larkas & Laine

Самули Нааманка, промышленный дизайнер и изобретатель графического бе...

Графический бетон, производство и исследования

Дункан Льюис (Франция), зелёная архитектура

Моника Манганелли (виртуальная сценография, мультимедия, Италия)

Вольфолинс (WolffOlins, творческое агентство, UK)

Appliedwayfinding (городская навигация, UK)

DBLG (UK, творческое агентство: мультимедиа, айдентика, ТВ)

Это многим понравится - Студия Erwin Zwiers Нидерланды

Брендинговое агентство dblg.co.uk

Университет Аалто и показы мод

appliedwayfinding - Городская навигация Лондон

Агентство Landor

Алиталия - новый графический стиль

Wolffolins в Instagram

Показ Fendi 2016/2017 на фоне отреставрированного фонтана Треви в Риме

Interia Awards-2016 Ежегодная национальная премия в области интерьера

Бесплатные шрифты (в т.ч. кириллические)

Промо-ролик программы RT Going Underground

О Миланском салоне

Семь красных линий, из них...
 
Мнения



Искусство и дизайн Тюмени - Статьи
 
СТАТЬИ   БИБЛИОГРАФИЯ

"Гром Победы, раздавайся!.."
или Зрелищность как повод для раздумий


Музей изобразительных искусств продолжает потрясать сознание тюменцев новыми выставками. Не успел наш народ опомниться от впечатляющей (и по подаче, и по художественному материалу) экспозиции "101 русский портрет", как в тех же залах "на глазах изумленной публики" предстало новое зрелище - "Эхо Великой Победы" - выставка, посвященная 65-летию Победы. Да-да, иначе, чем зрелищем эту выставку не назовешь. В ней потрясает мощь оформления, активное использование аудио- и видеовизуальных средств, громкий пафос и размах (иногда кажется, что декорациям и "живым" предметам тесно на отведенной территории). Осуществила сей "победный" проект целая команда музейщиков и не только их. Информационное наполнение (тексты, аннотации) обеспечили сотрудники краеведческого музея Юлия Соловьева и Станислав Белов. Но главные завоевания - современные технологии и эксподизайн - совершили дизайнер "Музейного комплекса" Максим Пискулин, специалисты по мультимедиа - Павел Олин и Руслан Прусаков. Приложила свою руку к проекту и екатеринбургская фирма, занимающаяся созданием разного рода экспозиций.

Эту выставку не стоит пытаться сравнивать с предыдущими (с тем же "101 русским портретом") и оценивать по уже существующим критериям. Когда выставка только-только открылась, автор этих строк попробовала это сделать и испытала разочарование. И дело даже не в том, что "Эхо Великой Победы" построена на историко-краеведческом материале. На мой взгляд, музей представил новый тип экспозиции - выставку-зрелище, которая впервые заняла место в залах музея и имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки (я не беру в расчет выставки динозавров и мумий - зрелища не для слабонервных). Надо признать, что этот тип выставки актуален сегодня и вызван, прежде всего, потребностью встряхнуть, заинтересовать и привлечь нашего пассивного тюменского зрителя в стены музея. Задача непростая, поэтому руководство "Музейного комплекса" делает ставку на зрелищные выставочные проекты. Прекрасно, если при этом сохраняется достойный музейный уровень экспозиций, т.е. их содержательная часть интересна и познавательна, а форма подачи делает материал (экспонаты, тексты) живым и образным. Но еще один момент мне кажется важным в создании качественной экспозиции - "счастливое равновесие", сбалансированность содержательной части выставки и ее оформления. Достичь этого "высшего пилотажа" нелегко, но стремиться к этому необходимо всегда. Если же зрелище или шоу (каким бы ярким, красивым и эффектным оно не было) призвано только привлечь и развлечь публику, не давая зрителю повода к размышлению - музей для этого просто не нужен.

Что мы видим на выставке "Эхо Великой Победы"? Несколько разделов, представляющих различные периоды, моменты и события войны - от довоенного времени до самой Великой Победы. Время и пространство войны - то сжимающееся до размеров маленькой (типовой) комнатки военного времени или траншеи с блиндажом, то разрастающееся до пределов тыловой Тюмени. Перед устроителями стояла задача - вызвать у зрителя определенное эмоциональное состояние в каждом из залов экспозиции. Вероятно, поэтому зрелищность стала и главной целью, и принципом построения экспозиции. На выставке поражает обилие искусственного материала - баннеров, фотоувеличений, макетов, мультимедиа. С точки зрения искусствоведа и музейщика, для которого сам подлинный предмет, произведение искусства всегда первичны, меня покоробило это оформительское изобилие. Конечно, не обошлись без экспонатов, взятых из фондов краеведческого музея. И уж совсем обидно за живопись и графику на тему войны, коих отыскалось в запасниках музея изобразительных искусств довольно много. Увы, начальники "от культуры" расценили изобразительный материал излишним (даже знаменитые военные карикатуры Кукрыниксов!) и легко припечатали клеймо "антуража к выставке" тем немногим живописным и графическим работам, оставленным в музейных залах. Жаль, что такой неквалифицированный подход лишил экспозицию по-настоящему сильных произведений О. Шруба, А. Мурычева - тюменских художников-фронтовиков, знаковых фигур в изобразительном искусстве Тюмени (удалось отстоять лишь по одной картине каждого мастера). Не знающие музейных фондов чиновники, к сожалению, даже не предполагают, какое сильное эмоциональное состояние способны вызвать эти и другие подлинные произведения, будь они на выставке. Но не случилось.

Текстовое сопровождение экспозиции довольно лаконично и состоит из небольших аннотаций общего характера по отдельным периодам или событиям войны (мобилизация, оккупация, тыл, битва за Берлин и др.). Часть информации взяли на себя сенсорные киоски и это неплохо. Однако, пройдя по выставке, ощущаешь, что получил только общие, я бы даже сказала, поверхностные сведения о самой трагической войне XX столетия. По-настоящему затронули лишь тексты о тыловой Тюмени - ведь именно в них нашлось место не только для интересных исторических фактов, но и для отдельных человеческих судеб. Вся остальная информация откладывается в голове, но не входит в душу и сердце. Впрочем, может быть, минимум текста, максимум зрелища - это и есть специфика данного типа экспозиции.

Надо признать, что с точки зрения поставленной задачи организаторы выставки добились желаемого результата - переходя из зала в зал, зритель действительно испытывает различные эмоциональные состояния, в основном - страха: от воя сирен, от разрывающихся около блиндажа снарядов, от пулеметных очередей. Что ни говори, а "голос войны" здесь действительно слышен. Во многом этому способствуют точно подобранные аудиозаписи. Так, в комнатке военного времени помимо скромной обстановки на стене проецируются строки письма, тут же озвученные голосом. На "призывном участке" звучит памятный всем голос Юрия Левитана. В "госпитале" жутковатый холодок проникает внутрь тебя от звука гулкого и неровного биения сердца, готового остановиться, от прерывистого дыхания и кашля, заставляющего вздрагивать. Удачное аудиосопровождение выставки - одно из ее достоинств. Чего не скажешь о видео, которого кажется многовато - 13 мониторов, на которых мелькают кадры военной кинохроники. Эта хроника сама по себе ценна и очень интересна, ее можно смотреть подолгу, переходя от экрана к экрану. И все же изобилие экранов кажется не всегда оправданным. Радует, что зритель постепенно привыкает к сенсорным киоскам, впервые появившимся еще на выставке "101 русский портрет". В тех из них, которые работают и не "зависают", можно найти информацию об эвакуированных в Тюмень предприятиях, о главных сражениях Великой Отечественной, о тюменцах - героях Советского Союза и другой не менее важный материал. Однако "самой-самой" фишкой выставки можно назвать огромные баннеры-фотоувеличения, призванные создавать лейтмотив всей экспозиции. Вообще, баннер с изображением как элемент экспозиции, появлялся на музейных выставках и раньше - вспомним последние из них: персональную Е.Н. Улькиной, выставку Фаберже или "101 русский портрет". Но военная выставка затмила все предыдущие по использованию этого "эмоционального средства воздействия". Я насчитала более 40 баннеров, включающих и текстовой материал и фотоизображения. Особенно много их в зале Победы. Смотрятся они, конечно, эффектно, но большое количество и размеры баннеров делают их "главными героями" выставки, а не "живой", подлинный материал, может, и не столь эффектный. Хотя я все время забываю о главной задаче - зрелищности.

Кстати, о соотношениях на выставке. Переизбыток оформительского материала по отношению к экспонатам еще можно если не принять, то хоть как-то объяснить стремлением к зрелищности. Но остается непонятным, почему часть залов выставки достаточно насыщена (например, зал тыловой Тюмени), зато при осмотре некоторых залов (вводный зал, зал Победы, зал Памяти) создается ощущение, что руководствовались вопросом: "чем бы еще заполнить пространство?". Зал Памяти предполагался вообще как сакральное пространство - в нем и Вечный огонь, и имена погибших, и страшные цифры потерь. Но именно этот последний и важный зал кажется не продуманным до конца. К слову сказать, удручает, что в знаменитых словах, крупно выведенных на одном из баннеров "Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен" - допущена непростительная ошибка (слово "неизвестно" в этом случае пишется слитно). По крайней мере, это сразу заметно. И если уж речь зашла о "ляпах" - мне кажется, не стоило помещать аннотацию с текстом "Оккупация" в зал, где речь идет о блокаде Ленинграда (блокада - еще не оккупация). И также нелепо смотрится в зале тыловой Тюмени витрина, где мило соседствуют макет саркофага Ленина и обезьянка - игрушка девочки из Емуртлинского детского дома. Все эти промахи свидетельствуют лишь о "несыгранности" команды, созидающей выставку, об отсутствии в ней наравне с дизайнерами, пиарщиками и краеведами искусствоведов, которые тоже кой-каким опытом выставочной работы обладают.

"Эхо Великой Победы" - экспозиция, которая воспринимается неоднозначно и способна вызвать полемику. И это нормально. Сожалею о том, что в музее нет традиции после открытия (или закрытия) выставки устраивать так называемую "точку", т.е. ее обсуждение, где можно было бы без взаимных обид услышать спорные мнения о выставке, учесть ее минусы и плюсы, принять замечания и пожелания, дабы все это пригодилось в дальнейшем. Только так будет накапливаться необходимый опыт и открыт путь к совершенствованию.

Как бы там ни было, новая выставка - это хороший опыт для музейщиков, удачный или не очень - решать, в конечном счете, зрителю, для которого она и создавалась. Что касается меня, то я с осторожностью отношусь к подобным "громкоговорящим" проектам, хотя и не отрицаю их. И все же советую посмотреть эту экспозицию, и пусть каждый найдет (или не найдет?) в ней свою историю Победы.

И. Яблокова

art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 (3452) 62-19-28
Факс: +7 (3452) 62-17-99
E-mail: design-tumen-2008@yandex.ru